Как известно, рэп как продукт жизнедеятельности черной Америки родился на улицах. А где же еще ему было родиться?! С помощью громкого дебюта Jay–Z и Roc–A–Fella получили дистрибьютерскую поддержку Freeze/Priopity, на заводах которого в 1996 году вышел его дебютный сольник "Reasonable Doubt".

Этот автобиографичный альбом положил начало тесному сотрудничеству его автора с такими метрами рэп–сцены, как DJ Premier и Notorious B.I.G. С последним Jay–Z быстро сблизился и стал гастролировать по Штатам. Не остались без внимания Джей–Зи и темнокожие соул–дивы. Если работу с Mary J. Blige можно было считать удачным экспериментом, то привлечение другой красавицы Foxy Brown было отнюдь не случайным. Мадемуазель Браун стала постоянной спутницей будущих его записей и, можно сказать, их ангелом–хранителем. Джей прославился с помощью таких треков, как "Dead Presidents", "Ain’t No Nigga" и "Can’t Knock The Hustle. Но это было только началом, своего рода представлением...

Следующий его диск "In My Lifetime Vol. 1", появившийся в конце прошлого года, получился гораздо более честным, концептуальным и жизненным. То, о чем долго молчал Джей, вдруг вырвалось наружу в виде четырнадцати музыкальных шедевров, в которых безмолвная реальность безжалостных улиц больших городов рифмовалась чистым надломленным голосом Jay–Z, открывая новые горизонты и измерения для слушателя. Прочувствовав эти песни, понимаешь, откуда пришел этот рэппер.

Складывается впечатление, что Джей решил полностью пожертвовать музыкальной частью ради более детального описания своих жизненных коллизий, комментируя их в компании с Foxy Brown, BLACKSTREET, CHANGING FACES, Puff Daddy, Lil’ Kim, Too Short, DJ Premier и THE BRAXTONS. К сожалению, как ни хотел он записать еще один дуэт с его бруклинским другом Бигги, это зачеркнула трагическая смерть толстячка.

Названия песен красноречивее, чем раньше, говорят, о чем распинаются Jay–z & Co (среди них "Rap Game/ Crack Game", The City Is Mine" и "Real Niggaz"). Заметно, что на этот раз Джей смог привлечь к своей работе гораздо больше контрибьютеров, так что, несомненно, новые лица с их разносторонними талантами добавили мощи Jay–Z. Есть в альбоме и удивительные моменты, как, например, финальная очень личная композиция "You Must Love Me", содержание которой Джей–Зи пришлось согласовывать со своей семьей. Сентиментальный рэппер? И такое бывает!

Короче, перед вами очень импульсивный деятельный человек, который перепробовал многое за свою еще короткую жизнь. Двумя сольными работами он заслужил любовь публики и звание одного из лучших MC Нью–Йорка. Не зачеркивая прошлого, он уверенно строит свое будущее, и уже сейчас его позиции котируются на уровне Puff Daddy и Master P. Он очень хотел бы, чтобы его рассматривали как рэппера–мыслителя и человека, для которого превыше всего семья, справедливость и правда жизни, хотя деньги волнуют его не меньше. Он стремится выразить это различными путями, пытается привить эту скрытую интеллигентность молодым талантам, которые записываются на его лейбле. Одновременно он движется в нескольких направлениях, но всегда только вперед.

5 мая дебютировал в прокате фильм "Streets Is Watchin’", названный в честь одной из самых ярких песен из его последнего альбома. Вместе с фильмом выходит саундтрек с песнями Jay–Z. В тексте "Streets Is Watchin’" есть такие слова: "Если я пристрелю тебя, меня сочтут безмозглым/ Но если ты убьешь меня, ты моментом прославишься". Тупака и Бигги застрелили прямо на улице. Быть может, Джея ждет такая же учесть, потому что он известен, богат и имеет огромное влияние на своих слушателей, а кому–то от этого очень не по себе. Но когда–нибудь люди станут мудрее, избавятся от зависти, в ком она сильна, и добьются всего своим умом и руками, как это сделал Jay–Z, и будут счастливы!